Тканые ковры: вытканый ковер-килим, домотканые пестротканые модели на пол

Тканые ковры

Пришедшие много веков назад с Востока тканые ковры являются популярным и востребованным предметом интерьера. Они не имеют ворса и изготавливаются из шерсти, хлопка, шёлка или синтетических материалов. При изготовлении используется принцип одновременного переплетения уточных поперечных нитей с продольными нитями основы Процесс осуществляется на специальных ткацких станках. Рисунок создаётся либо с помощью вышивки на уже готовом полотне, либо в процессе изготовления, когда уточные поперечные нити имеют разные цвета и формируют нужный узор.

Особенности

Тканые ковры обладают рядом положительных свойств:

  • высокое качество изделий и неповторимость рисунка;
  • использование преимущественно натуральных материалов, что повышает износостойкость и прочность ковров;
  • простота в уходе. Изделия легко чистятся и долго сохраняют первоначальный вид;
  • низкая стоимость в сравнении с ворсовыми моделями.

Отмечается и ряд недостатков:

  • ввиду использования натуральных материалов возможно проявление аллергических реакций;
  • подвержены повреждению молью;
  • существует вероятность появления плесени, грибка и болезнетворных микроорганизмов.

Разновидности

Домотканые ковры по технологии производства и материалам изготовления делятся на следующие виды:

  • Паласы. Самые простые по технике изготовления ковры. На станочную раму туго натягиваются нити, из которых формируется бахрома ковра. На готовом изделии они не видны. Уточная нить играет роль образующей и формирует рисунок паласа. Обе стороны готового изделия равнозначны. Благодаря своей практичности и возможности выбора бюджетных вариантов палас является самым распространённым и востребованным видом тканых ковров;

  • Сумахи. Безворсовые ковры, в которых поперечная уточная нить является прерываемой после соткания рядов разного цвета. По этой причине в изделиях присутствуют щели между стыками соседних орнаментов, расположенных в поперечном направлении. У сумах имеются лицевая и немного ворсистая изнаночная сторона, благодаря чему этот вид является самым мягким при наступании;

  • Килимы – гладкие тканые ковры, технология производства которых напоминает технику производства паласов, но в более усложнённом варианте. Уточная поперечная нить может прерываться нитями других цветов, это необходимо для формирования узоров. Рисунок в этом случае получается более сложным и красивым. Ввиду прерывания поперечных нитей в готовом изделии возможны щели на стыке двух оттенков. Но заметны они лишь в том случае, если сквозь килим посмотреть на свет. А при обычном использовании ковра на любой твёрдой поверхности щели абсолютно незаметны.

В случае, когда продольные нити одного цвета, а поперечные – другого, получается пестротканый ковёр. Стоят такие модели немного дешевле ввиду простоты рисунка.

Узоры и фигуры могут быть не только вытканы, но и вышиты на уже готовом тканом полотне. Рисунок в этом случае получается сложнее и разнообразнее, чем при классическом изготовлении, так же отсутствуют щели между узорами разных оттенков. Лицевая сторона килима с вышивкой немного шероховата. Используются килимы в качестве настенных и напольных ковров, покрывал, скатертей, пледов на диваны и кресла либо как элемент декора не несущий практической нагрузки.

  • Гобелены. Слово Gobelin по-французски обозначает ковёр, не имеющий ворса или тканую картину, на которых были изображены красивые орнаменты, библейские сюжеты, а позже – репродукции известных картин. Ткались гобелены вручную, поэтому стоимость их была очень высокой. Изготавливались они из натуральных нитей и сшивались из отдельных частей, которые ткались отдельно. На завершающем этапе производства изделия украшались серебряными и золотыми деталями.

Можно было встретить целые серии гобеленов, объединённых единым сюжетом. Но позволить себе такие шедевры могли только очень богатые люди.

После того, как Ж. Жаккард придумал ткацкий станок, гобелены стали производить машинным способом. Это сказалось на качестве тканых изделий – они стали заметно тоньше и менее плотными. Цена на них опустилась, и полотна стали доступны не только обитателям дворцов и замков.

Материалы

Тканые ковры изготавливаются из следующих материалов:

  • Шерсть. Тёплый, мягкий, стойкий к износу и загрязнениям материал, обладающий отличными шумоизоляционными и водоотталкивающими свойствами. Недостатками шерсти является то, что она может вызывать различные аллергические реакции и электризуется. Благодаря огромному поголовью животных самой распространённой является баранья шерсть. Использовать её при производстве ковров экономически выгодно, изделия получаются недорогими и пользуются повышенным спросом. Козья шерсть стоит дороже бараньей, ввиду выращивания животных, в основном, для мясо-молочной индустрии, но обладает лучшими эксплуатационными качествами и мягче на ощупь.

Самая дорогая и качественная – верблюжья шерсть. Она прочна, отлично держит тепло, гипоаллергенна и не электризуется.

  • Хлопок. Ковёр, вытканый из хлопковых нитей гигроскопичен и гигиеничен, но не долговечен. Для улучшения эксплуатационных свойств к хлопку обычно добавляется материал, обладающий высокой износостойкостью и прочностью;

  • Акрил. Внешне напоминает шерсть, гипоаллергенен, но менее прочен;

  • Шёлк. Шёлковые ковры смотрятся роскошно: цвета полотен яркие и насыщенные, а рисунок блестит, переливаясь на солнце. Такие шикарные изделия не используют на полу. Они украшают интерьер и являются самостоятельным элементом декора в качестве настенного ковра или накидки для мебели.

Как ухаживать?

Несколько полезных советов по уходу за коврами:

  • раскладывать ковёр нужно только на чистую и сухую поверхность;
  • нельзя допускать установку на поверхность ковра обогревателей и пользоваться открытым огнём вблизи изделия;
  • при чистке в домашних условиях не следует обильно смачивать его, лучше применить пенный способ, используя при этом мягкую щётку;

  • при выбивании ковра лучше не вешать его на верёвку, а положить на ровную поверхность, чтобы исключить нечаянное повреждение полотна. Пылесосить безворсовый ковёр нужно с обеих сторон, начиная обработку с изнаночной стороны;
  • раз в год натуральный тканый ковёр необходимо сдавать в химчистку для профилактики появления и избавления от бактерий и микроорганизмов.

Лучшие мастера из Афганистана, Ирана, Турции, России, Узбекистана, Болгарии и Армении не перестают удивлять потребителей своими ткаными коврами, являющимися настоящими произведениями искусства.

О том, как сделать тканый ковер своими руками, вы можете узнать, посмотрев видео немного ниже.


Тканые ковры

Каким бы ни было покрытие пола в жилых комнатах, без ковра невозможно создать атмосферу домашнего тепла и уюта, а также достичь законченности в композиции деталей интерьера. Нередко этот аксессуар является ключевым элементом стиля, соединяя разрозненные детали обстановки.

Наилучшим образом с этой задачей справляются гладкие тканые ковры килимы, обладающие яркой интерьерной индивидуальностью, умеющие вписаться в разный стиль дизайна.

История появления

Килим — тканый двусторонний ковер ручной работы, издавна любимый кочевниками. Эти тканые изделия использовались не столько для декорирования, сколько для бытовых нужд: защиты пола от истирания, заворачивания товаров, в качестве попон для домашнего скота. Для кочующих племен килим был своего рода домашним оберегом. В древности люди верили, что вытканный узор охраняет жилище от злых духов и защищает близких.

Технология изготовления ковровых полотен берет начало в Древней Персии (ныне территория Ирана). Первое упоминание в летописных источниках о них имеет возраст 2500 лет. Старейшее изделие с изображением диких животных, изготовленное ковровыми умельцами 2000 лет назад, сегодня хранится в Эрмитаже. Из Ирана килимы перекочевали в страны Европы и вошли в обиход многих жителей. Сегодня эти тканые ковры являются предметом быта и украшением интерьера любого жилища.

Особенности

Килимы обладают рядом особенностей, каждое такое изделие:

  • имеет гладкую фактуру, что делает его практичным и простым в уходе;
  • доступно широкому кругу покупателей, имеют приемлемую ценовую категорию;
  • идеально вписывается в дизайн интерьера, добавляя в него восточную нотку;
  • гипоаллергенно: его могут позволить себе даже аллергики.

Способ плетения

Современная технология изготовления тканых полотен осталась верной древним традициям. Как и в далеком прошлом, сегодня их создают руками на специальных станках. В качестве материалов используют шерсть, изредка шелк. На деревянные рамы станков натягивают нити основы, после чего начинают плести изделие плотными стежками. Поперечную нить чередуют с нитями контрастных оттенков для создания затейливого орнамента.

Оборудование напоминает систему для изготовления шпалеров (по-французски «гобеленов»).

Благодаря особой технике, найти ковры с идентичными рисунками сложно. Каждый килим индивидуален, соответствует творческой фантазии и эстетическому вкусу мастера: не зря на Востоке изготовление ковра редко именуют ремеслом, называя его искусством. Из-за вынужденного обрывания поперечных нитей в готовом полотне встречаются щели на стыке двух цветов. Визуально их сложно заметить, хотя при желании можно посмотреть изделие на просвет.

Иногда в линейках встречаются коврики контрастного плана, в которых долевые нити одного цвета, а нити утка — другого. Такой килим называют пестротканым. Стоимость этих изделий чуть ниже: это связано с лаконичностью узора. Фигуры и орнаменты данных ковровых покрытий могут быть не только вытканы: ковроделы часто вышивают их на готовом полотне. Узор в таком случае получается богаче и сложнее, чем в классической вариации, отсутствуют зазоры на стыках соседних цветов. Вышитые модели по лицевой стороне имеют некоторые шероховатости.

Традиционные узоры

Для килимов характерен древний этнический орнамент. Изначально, когда восточные ковры имели лишь бытовое назначение, тематика рисунков отражала жизненные устои и традиции простых людей. Служили эти тканые изделия и домашними оберегами, если в орнаменте присутствовали изображения тотемных животных.

Данные ковры уникальны тем, что отличаются разнообразием народностей, которые посредством мастерства выражали на ковровых полотнах свои общенациональные символы:

  • Для иранских изделий в орнаменте характерны жуки-скарабеи, геометрические фигуры и драгоценные камни. Все это выполняется в сочных оттенках розового, рубинового, изумрудного, синего цвета или оттенка слоновой кости.
  • Кавказские модели ковровых покрытий выглядят всегда торжественно и имеют украшение в виде медальона, расположенного в центре ковра. Ковроделы Кавказа традиционно изображают на тканых изделиях орла, который символизирует силу духа и прозорливость.

  • Анатолийские ковры славятся такими орнаментами, как женский образ (символ зарождения новой жизни), или рога барана (символ мужского начала, порождающей силы и творческой энергии). Часто в принтах этих полотен присутствует дуальный символ, подобный инь-ян.
  • Турецкие образцы килимов изначально применяли в качестве подстилки для молитв, поэтому материалом для изготовления ковровых изделий служит грубое волокно. Для ковров характерен узор по краям и однотонная центральная часть. Излюбленными оттенками являются рубиновый, лазурный, сочно-желтый и коричневый.
  • Берберские килимы своим орнаментом больше напоминают ковровую дорожку. Родиной этих ковриков является столица Марокко, Рабат, поэтому другое название тканых изделий — «рабатские». Они лаконичны, имеют незначительный вес и компактные параметры. Килимы Рабата очень практичны, легко поддаются уходу и чистке.

  • Наиболее разнообразны в плане орнаментов и украшений болгарские и греческие модели ковров. В узоры вплетают цветочные мотивы, драгоценности, виноградную лозу, силуэты людей.

Отличительной особенностью ковров является использование сочных оттенков ниток: желтого, красного, оранжевого. Ковроделы любят изображать в орнаменте силуэты птиц и животных, изредка абстрактные геометрические фигуры.

Ткачеством в основном занимаются женщины, используя в работе натуральную шерсть.

Тканые ковры

Тканые ковры: паласы, килимы, сумахи. Альтернативное название тканых полотен – безворсовые ковры.

Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, в идеале они не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру.

Основные требования к ним – это нужная толщина и прочность. Основой для паласа могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетики.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа.

Паласы являются безворсовыми двусторонними коврами, то есть не имеют технической стороны.

Палас наиболее распространённый тип тканого ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Посмотреть нашу коллекцию безворсовых ковров ручной работы вы можете: здесь.

Источники:
http://stroy-podskazka.ru/kovry/tkanye/
http://ansygallery.ru/carpets/types/tkanye-kovry/
http://kovervdom.ru/catalog/kover-pod-travu/

Ссылка на основную публикацию