Восточный ковер в современном интерьере (48 фото): Туркменские, узбекские, армянские, азербайджанские ковровые изделия в восточном стиле

Восточные ковры

Восточные ковры больше не являются изысканной диковинкой. Теперь их можно встретить как в современных студиях, так и в изысканных классических интерьерах. Многие люди выбирают этот предмет декора, так как он не только выполняет эстетическую функцию, но и обеспечивает звукоизоляцию и теплоизоляцию комнаты.

Особенности и история

Восточными коврами называются тканые изделия, произведенные на Востоке. Однако к ним принадлежат не только страны, территориально принадлежащие Востоку (от Турции до Китая), но и страны со сходными традициями производства ковров. К ним можно отнести Египет, балканские государства, Тунис, Марокко и Алжир – те государства, которые ранее или в настоящий момент ощущают сильное «восточное» влияние, что отражается на их культуре. Лучшими поставщиками таких изделий принято считать Азербайджан, Туркмению и Иран.

Настоящие восточные ковры всегда являются результатом ручной работы. Они могут быть плетеными, ткаными или валяными, но исключительно из природных материалов: шелка и шерсти.

Кроме того, изделия украшаются аутентичным орнаментом, который показывает принадлежность к той или иной стране или региону.

Изделия ткут в течении 5-6 месяцев, поэтому цена за один квадратный метр довольно высока – порядка 200-300 долларов. Те экземпляры, которые продаются дешевле, являются подделкой. Восточные ковры очень ценятся во всем мире, поэтому многие страны предъявляют особые требования к их покупателям. Например, в Азербайджане, чтобы вывести покупку за границу вы должны будете предварительно связаться с местным музеем и получить лицензию. Также во многих странах вывоз старинных ковров вообще запрещен, поэтому туристы отдают предпочтение искусственно состаренным моделям.

По дошедшим до нас изображениям можно сделать вывод, что тканые изделия присутствовали в жизни людей уже в XVI веке до нашей эры. Первый же доживший до современности восточный ковер был создан в V веке до нашей эры и получил название «Пазырик».

Считается, что родоначальником ковротворчества была Персия, ведь именно там, по преданиям, для одного из царей создали первый ковер в мире, состоящий из золотых нитей с драгоценными камнями.

Но это все же красивая легенда, а, согласно мнению ученых, согревающие тканые холсты изобрели восточные кочевники, дабы иметь возможность проворно выстроить жилище. Такой дом защищал от ветра и песка и удобно транспортировался.

Когда же кочевники перешли к оседлой жизни, ковры переквалифицировались в изысканные предметы интерьера. За исключением шерсти и шелка, для их изготовления стали использовать нити из чистого золота, цветки из драгоценных камней и хрустальные каналы. Таким был самый дорогостоящий ковер в истории – «Весенний», с рисунком цветущего сада, изготовленный персидскими ткачами. К сожалению, он был уничтожен еще в середине VII века.

Осталось добавить, что изделия разных эпох различались и декором, и сакраментальными картинками, и выбираемыми материалами.

Способы изготовления

Существует три основных способа создания этих настоящих произведений искусства: плетение, ткачество и валяние. Все они представляют собой разновидности ручной работы.

  • Изделие называется плетеным, если пряжа прикреплена к ткани путем вплетенных узелков. Как правило, он покрыт ворсом. Основа может быть из шерсти, шелка, хлопка или акрила. Выделяют разнообразные способы рукоделия и разные наименования узелков: персидский, турецкий, тибетский, берберский, испанский и другие. Работа реализуется на раме – горизонтальном или вертикальном узловязальном станке, что является классикой коврового производства.

Восточные ковры в интерьере

Ковры давно стали важной и эффектной декоративной деталью уютного интерьера. Кроме эстетической функции, ковровые покрытия обеспечивают дополнительную звуко- и теплоизоляцию, а также обладают великолепными тактильными характеристиками. Именно поэтому многие не представляют себе комфортный интерьер без мягкого ковра, по которому так приятно ходить босиком.

Прошли те времена, когда наличие ковра в доме считалось старомодным. Многие дизайнеры отводят ковру центральное место в декоре интерьера, к тому же сегодня существует огромный выбор ковровых покрытий любого стиля и на любой вкус — от строгой классики до ультрасовременных арт-объектов. Но сегодня поговорим о фаворитах и родоначальниках ковровых покрытий. Как будут выглядеть традиционные восточные ковры в интерьере современной квартиры?

Ковер — одно из самых древних приспособлений для украшения и утепления любого жилья — от юрт кочевых народов до роскошных залов императорских дворцов. История тканных полотен уходит корнями в далекие времена. Самый древний сохранившийся ковер из Центральной Азии датируется V в. до н.э., но по дошедшим до нас фрескам и изображениям известно, что подобия ковров изготавливались намного раньше — в XVI — XV вв. до н.э.

Многие века и даже тысячелетия ковры были признаком достатка и социального положения владельца, впрочем, это утверждение зачастую верно и сейчас. Считается, что родиной ковров была Персия. Именно там, по легенде, для царя Хосрова I был соткан потрясающий ковер из золотых нитей, инкрустированный драгоценными камнями.

С давних времен именно Восток был законодателем мод и главным поставщиком ковров во всем мире. Удивительные шелковые ковры из Кашмира, шерстяные ковры из Ирана, Турции и Пакистана украшали полы и стены домов далеко за пределами Азии. Только в XIX — XX вв. конкуренцию восточным изделиям ковроткачества смогли составить производители Европы и Китая.

Сегодня выбор различных восточных ковровых покрытий поражает воображение: шерстяные и шелковые, кашмирские и иранские, ворсовые и безворсовые, со строгим геометрическим орнаментом или ажурными растительными виньетками.

Традиционные восточные ковры в интерьере

Восточные ковры стелят на пол и вешают на стены многие дизайнеры интерьеров и декораторы в своих проектах. При этом интерьер далеко не всегда выполнен в этническом стиле — индийском или марокканском. Традиционные ковры Востока вообще можно смело назвать наиболее универсальными среди ковровых покрытий. Их можно использовать практически в любом интерьере, от классики до модерна, но при этом нужно тщательно подбирать орнамент, цветовое решение, материал и композиционное место в помещении.

Кажется невероятным, но восточные ковры могут очень гармонично смотреться в индустриальных или лофтовых пространствах, в квартире скандинавского или минималистского стилей, даже металлический хай-тек персидские ковры могут только подчеркнуть и украсить. Конечно, это не значит, что любой палас с восточным орнаментом подойдет к любой обстановке, все же нужно учитывать такие общие моменты.

Одна цветовая или стилистическая тема

Чтобы шерстяной ковер с восточным орнаментом смотрелся интерьере гармонично, поддержите его разными деталями и небольшими аксессуарами вокруг. Может быть два варианта использования такого приема — доминирующий цвет или повторение орнамента. Если у ковра есть ярко выраженный главный цвет или преобладающая гамма, то подберите к нему аксессуары приближенных тонов, можно монохромные или с ограниченным количеством используемых цветов. Это могут быть диванные подушки, вазы, салфетки, абажуры светильников.

Повторение орнамента и стилистики — более сложный вариант, так как скорее всего тяжело будет найти подходящие детали с тем же или похожим узором. В этом случае можно вышить орнамент своими руками на декоративных подушках или скатерти, нарисовать картины или украсить стены фотографиями фрагментов этого же или других ковров. Этот декоративный прием может использоваться в интерьерах кантри, минимализма, классики.

Контраст

Выразительно и ярко будет смотреться восточный ковер в интерьере нейтральных тонов: серый, белый, бежевый. В принципе, цветовое решение не обязательно должно быть нейтральным, но желательно монохромным. На фоне разноцветных стен и обилия цветастой отделки ковер потеряется или, что еще хуже, внесет в интерьер элемент нагромождения и перенасыщенности. Если в помещении больше нет столь же привлекающих внимание вещей, то покрытие пола с восточным орнаментом станет центральным элементом, визуальным центром пространства, вокруг которого строится композиция. Такой прием хорошо работает в интерьерах скандинавского стиля, где преобладает белый цвет. Яркий ковер будто вдыхает жизнь в безликую светлую обстановку.

Стиль без правил — эклектика

Немало известных дизайнеров считают эклектику неисчерпаемым источником творчества и вдохновения. Для эклектики характерно смешение, казалось бы, несовместимых вещей, сочетание разных стилей, аксессуаров и материалов. Говорят, что для этого стиля интерьера правил не существует, но все же стоит ограничивать смешение стилей, близких по характеру, например, лофт и кантри, классика и барокко.

В таких интерьерах любой восточный ковер будет смотреться органично и в тему. Но даже тут не нужно создавать хаос из беспорядочного нагромождения разнообразных деталей и орнаментов. Грамотно выстроенная эклектика — лишь тот дизайн интерьера, в котором гармонично уживаются не более трех стилей, объединенных общей стилистикой, цельной архитектурой, единой цветовой гаммой или фактурой. И ковер с восточным орнаментом может стать таким объединяющим центром.

Сочетание с мебелью и стенами

Благодаря художественному оформлению, восточный ковер имеет великолепную особенность сочетаться с различными фактурами, материалами и красками. На фоне хромированной мебели стиля хай-тек ковер в холодных тонах со строгим геометрическим орнаментом будет смотреться естественным дополнением, в квартире-студии стиля лофт рыже-коричневый с абстрактными линиями ковер украсит кирпичную стену, а в помещении индустриального стиля ковер в темно-синих оттенках дополнит железные трубы и переплетающиеся провода. Рядом с традиционным ковром шикарная мебель будет выглядеть более сдержанной, а простая деревянная станет интереснее и заметнее.

Выбор места

Внимательно отнеситесь к месту размещения восточного ковра. Если вы приобрели безворсовый палас заводского производства, то его вполне уместно постелить в прихожей или в гостиной на проходном месте. Если же вы приобрели настоящее изделие ручной работы, представляющее собой шедевр коврового искусства, то отведите такому ковру почетное место с минимально проходящими по нему путями (в зоне отдыха) либо украсьте им стену. В таком случае эксклюзивные ковры прослужат в разы дольше. Если Вы изначально строите композицию интерьера вокруг ковра, то его место — в центре помещения.

Туркменские ковры

Ковры ручной работы исторически занимали важное место в туркменском быту. Они использовались при «общении с Богом» («намазлыки» – коврики для молитвы), способствовали торжественности «асмалыка» (семейного праздника), заменяли гардеробы и комоды («хуржуны», «чувалы», «торбы»), утепляли и украшали жилище («халы», «чувалы», «энси», «гапалыки»). Туркменские ковры отличались практичностью, износостойкостью и красотой.

Примеры данных ковров в каталоге:

В ковер закладывались все признаки племенных различий, исторической исконности и национального своеобразия туркмен.

Характерные черты туркменских ковров

Еще в X-XIII веках во времена Великих сельджуков, туркменские ковры прославились на рынках Европы и Востока как одни из самых лучших. Известный путешественник Марко Поло, в своих воспоминаниях называл туркменские ковры «самыми тонкими и красивыми на свете». Ковровые полотна той эпохи отличались высокой узелковой плотностью, прочностью окраски и строгостью орнаментов.

Материалы. В качестве сырья для ковроткачества в основном используется лучшая шерсть туркменских пород овец. Критерием качества шерсти выступала ее светлость и однородность по тону, что крайне важно для равномерного окрашивания нитей. Некоторые племена туркменов кроме шерсти используют хлопок и шелк, из которых изготавливают уточные нити или основу ковра.

Стиль плетения. В плетении ковров в Туркмении используется в основном ассиметричный персидский узел, хотя некоторые разновидности полотен Йорук и Сарык изготавливаются с применением турецкого симметричного узла. От других восточных туркменские полотна отличаются повторяющимся узором (гель) и широкими полосками стилизованных рисунков по коротким сторонам ковра.

Расцветка. В цветовой палитре доминируют бордовые тона, которые составляют фон рисунка. В линиях орнамента используются темные тона черного, малинового, оранжевого, синего и зеленого цветов. С помощью черного цвета, символизирующего стихию Воды, обрамлялись все орнаменты и разграничивались один от другого.

Красители. Вплоть до XIX века для окрашивания пряжи туркмены использовали исключительно натуральные красители (марену, живокость желтую, корни гранатового дерева, околоплодники грецкого ореха, кошениль и др.). Однако в ХХ столетии растительное сырье вытеснили более дешевые анилиновые красители, что снизило качественные характеристики туркменских ковров. Тем не менее, постепенное совершенствование технологий позволило приблизиться к свойствам испытанных природных красителей животного и растительного происхождения.

Сегодня в коврах ручной работы из Туркмении применяются, как правило, химические красители – анилиновые.

Орнаменталистика. Ученые искусствоведы уверяют, что ковровый орнамент сохраняет в себе многовековую историю народов. Любой орнаментальный символ что-то означает, а «гель» (основной орнамент туркменских ковров в виде повторяющихся узоров – медальонов) является целым букетом символов. Любая племенная и родовая группа туркмен, которая проживает на определенной территории, имеет свой гель («салыр», «теке», «эрсары», «йомуд» и т.д.).

Орнаменты национального ковроткачества сохранили отпечатки народной истории и всех религий, которые существовали на территории Туркменистана.

Символы в гелях очень информативны и обладают определенным смыслом. Солярные знаки, доминирующие в эрсаринских, текинских и пендинских коврах: колесо судьбы («чахры пелек»), 5 лун («бэш ай»), символы звезд («чемче гель»), символы Солнца («гельче») и прочие небесные светила, почитаемые на Др. Востоке. В салорском ковре «энси» традиционный низ полотна «элем» представляет собой орнаменты – обереги, символизирующие Анахиту, богиню плодородия. Существуют орнаменты, символизирующие флору («чынар гюль», «гуляйды» и т.д.).

Виды туркменских ковров

В мире туркменские ковры с древних времен называют «бухарскими». Случилось это потому, что они всегда были обширно представлены на легендарных базарах Бухары (теперь Узбекистан).

К группе туркменских ковров ученые относят полотна, сотканные на обширной территории проживания туркменов. Эта территория включает Узбекистан, Туркменистан, Афганистан и Белуджистан (включает территории Афганистана, Ирана и Пакистана).

К современным туркменским относятся ковры:

    Текке – получили свое название в честь самой многочисленной народности Туркменистана (текке). Ковры ручной работы Текке наиболее узнаваемы в Туркмении и за ее пределами благодаря разделенному на четыре части гелю.

Йомут (Йомуд) – изготовляются одноименным племенем Туркменистана и характеризуются большим разнообразием стилей и орнаментов. Одна из разновидностей изделий Йомуд характеризуется диагональными рядами из повторяющихся восьмиугольников разных цветов, окаймленных бордюром из крючков и защелок и стилизованными вертикальными полосами с соцветиями на них. Орнамент второй разновидности ковров Йомуд состоит из вертикальных рядов восьмиугольников с вписанными в них изображениями двуглавых собак и других животных. Окаймляют центральную часть полотен бордюры со сложными растительными узорами.

Салорские ковры (салыр) ткались туркменским племенем салор – самой древней народностью туркменов. Для этого стиля характерен гармоничный салор-гель – восьмиугольный разделенный на 4 части медальон в форме звезды. Традиционно в каждой части медальона располагаются фигурки животных.

Эрсари (Арсари) – изготовляются племенами эрсари, живущими на территории Туркменистана и Узбекистана. В отличие от других племен туркменов, народность Арсари не имеет собственного отличительного геля и племенного мотива, поэтому на коврах медальоны практически не встречаются. Орнаментальная часть ковров Арсари состоит из геометрических и растительных узоров, позаимствованных и видоизмененных персидских и китайских символов.

Помимо традиционных ковров, в Туркмении ткут ковры с портретами и различными сюжетами, а также традиционные для исламской культуры молитвенные коврики.

Туркменские ковры ручной работы неизменно занимают достойные места на международных выставках. Это предмет гордости туркменской нации.

Использование восточных ковров в интерьере, советы специалистов

Восточные ковры — это собрание изделий из стран Средней Азии и Ближнего Востока. В Индии работают центры по производству и реализации таких ковров. Но крупными поставщиками считаются Азербайджан, Туркмения и Иран.

Ковры шерстяные в восточном стиле

Распространенными считаются персидский ковер и «килим». Первое полотно представляет собой изделие из плотного ворса с мелким, но выразительным рисунком. Особой ценностью сегодня считаются шелковые ковры, в которые мастерицы вкладывают частичку своей души. Это не просто продукция ткацкого направления. Это настоящее произведение искусства, идентичное которому сложно отыскать.

Настил в восточном интерьере

Тогда как «килимы» являются старинным изделием, отличающимся простотой. Эта продукция относится к категории «тканых». И даже с учетом того, что ковровый настил может иметь массу недоделок, он считается дорогим и роскошным. А некоторые специалисты даже в этих неточностях видят ценность.

Ворсовый ковер создают для получения прибыли. Тогда как «килим» делают для себя. Чтобы украсить интерьер собственного дома. Орнамент и рисунок такого изделия может быть крупным или мелким, контрастным или монотонным. Здесь нет особых правил. Все зависит исключительно от настроения и порывов фантазии мастерицы.

Современный дизайн с ковром Ближнего Востока

Восточные ковры в современном интерьере

На сегодняшний день смелые и авангардные дизайнеры советуют украшать интерьер шерстяным или шелковым восточным ковровым изделием. И при этом неважно, это арабские ковры или же продукция азербайджанских мастериц, в любом случае вы добавите яркости, контраста и неповторимости дому.

Разные цвета ковра

Сегодня декораторы советуют применять ковры не только в качестве покрытия для пола. Они вешают эти рукодельные полотна на стены, укладывают на диваны и применяют в новых условиях, нам непривычным . Дизайнеры стараются придать восточным коврам новой жизни, утверждая, что топтать ногами это чудо не стоит. Интереснейшие восточные ковры заслуживают того, чтобы ими любовались.

Любуйтесь чудом рукодельного мастерства

Восточные ковры из шелка или шерсти можно использовать в различных стилевых направлениях. Они впишутся в классический интерьер кабинета или гостиной модной лофтовой квартиры-студии. Здесь нет ограничений. Надо включить фантазию и увидеть то, чего остальные не могут понять.

Старинные ковры в новом свете современного интерьера

Традиционные ковры в старинном восточном стиле могут быть различных цветов, выполнены из натуральной нити: шерсти, шелка, включая их сочетание. Каждая страна или регион может иметь свои особенности: ткацкие, орнаментальные и цветовые. Ценители ковров могут легко распознать, где создавался тот или иной ковер.

Интерьер с арабскими полотнами

Как добиться гармонии интерьера с использованием восточного коврика?

Если вы хотите, чтобы восточные ковры стали изюминкой интерьера, то вам стоит придерживаться некоторых неписанных правил. Об этом мы поговорим далее. Итак:

  • приложите максимум усилий, чтобы выдержать в интерьере однородную палитру цветов: грамотно сочетать ковер с подушками, и все в этом духе. Никто не говорит убрать контрастность. Надо знать границу, когда лучше остановится.

Правила контрастности в восточном стиле

  • если вы купили действительно качественный рукодельный шерстяной или шелковый ковер, то его можно сделать центром интерьера. Для этого рекомендуется декорирование помещения сделать легким, так сказать нейтральным. Только в этом случае шедевр восточного рукоделия станет выгодно смотреться.

Восточный ковровый настил — центр в стилистическом оформлении комнаты

  • если же вы приверженец монохромного декорирования, то в это случае сам шерстяной ковер и окружающие его вещи должны быть в одном цвете с легким отличием оттенка. Украшения, элементы мебели и декора смогут дополнить друг друга, показывая ненавязчивость и легкость.

Все в одном цвете

Игра контраста

Если вы человек смелый и дерзкий, то можно дом обустроить по правилам контрастного декорирования. И восточные ковровые изделия вам в этом деле помогут. Чтобы полотно заиграло новыми красками, его рекомендуется сделать самым ярким и смелым в интерьере. Для этого дизайнеры советуют поверхность стен выполнить в сером, белом или бежевом тоне. Хотя это не закон, и стены можно сделать и в другом цвете. Но обязательно стоит придерживаться монохромности.

Ковер старинного Востока

Если же перестараться и интерьер сделать ярким, то наше произведение искусства на этом фоне не найдется. Дизайнеры советуют правильно расставлять акценты, чтобы не потерять самое важное. И если решаете сделать цветастую отделку дома, то не переборщите. Не стоит интерьер излишне загромождать и перенасыщать контрастными и вызывающими элементами декора.

Рукотворное полотно в лучших традициях современного Востока

Если же интерьер не имеет ничего такого яркого и броского, то восточные ковры станут незаменимыми. Они добавят красок и жизни монотонному помещению. Этот элемент станет визуальным центром пространства, давая понять, «кто в доме хозяин».

Старинное полотно в современном дизайне

Важно! Арабский шерстяной ковер станет прекрасным вариантом для использования в скандинавском стилистическом декорировании. Ведь он прибавит помещению красок, которых так не хватает в безликой белой обстановке.

Простор без правил — эклектика

Современные дизайнеры ищут новых эмоций и впечатлений, переходя от привычной классики к пространству, где нет правил. Эклектика — неисчерпаемый и неиссякаемый источник вдохновения, которому нет предела. Здесь можно сочетать вещи, ранее несочетаемые, материалы, которые не могли прежде находиться рядом. Долой прошлое, отворите шире дверь для нового современного веяния без правил и границ.

Эклектика и восточные рукотворные полотна

Важно! Эклектика, как стилистическое направление в декорировании интерьера, характеризуется отсутствием правил. Но за небольшим исключением. В данном случае запрещается смешивать стили, близкие по характеру, к примеру: лофт и кантри, классику и барокко.

Гармонично созданная эклектика предполагает такой интерьер, который умело сочетает не более трех стилистических направлений, различных по характеру. Не стоит делать хаос и беспорядочно разбрасывать элементы декора, загромождая свободное пространство. Только цельная архитектура, единая палитра цветов и фактур позволят восточному старинному изделию стать объединяющим центром интерьера.

Как правильно сочетать ковер с мебелью и стенами?

Художественное исполнение старинного изделия позволило восточному полотну сочетаться с разнообразными цветами и фактурами. Такой настил для пола будет отлично смотреться с металлической мебелью в современном стиле хай-тек, с классическими деревянными креслами барокко. Здесь приветствуется абстракция или строгие геометрические фигуры. Нет запрета. Ведь восточные ковровые шерстяные изделия могут подойти и для смелого контрастного интерьера, и для сдержанного монохромного пространства.

Ковер восточного исполнения

Выбор месторасположения ковра

Специалисты советуют внимательно относиться к определению месторасположения восточного изделия. Если вы купили покрытие, созданное на производстве, можно это прочное и надежное полотно расстелить на полу в гостиной. Когда же вы приобрели ковер ручной работы за сумасшедшие деньги, не стоит им пренебрегать. Такой настил необходимо положить там, где по нему не будут часто ходить. Ведь это кусочек чьей-то души. А с ней надо быть аккуратным!

Национальные армянские ковры ручной работы

Никогда я не проявляла особого интереса к коврам, считая их пережитком прошлого и абсолютно лишней вещью в доме. Но вот похолодало, тёплый пол мы не сделали, а в доме появился малыш. Как ни крути, пол утеплить надо, без ковра всё-таки не обойтись. После двух дней поиска в интернете подходящей модели, моё мнение изменилось кардинально. Пересмотрела я много, но они впечатлили меня настолько, что захотелось поделиться с вами, дорогие творческие единомышленники.

Искусство ковроткачества зародилось в армянском нагорье. Не только ковроделие, а также различные виды прикладного искусство на протяжении тысячелетий являлись занятием армянского народа.

В армянском нагорье, среди провинций большого Айка особое место занимает провинция Арцах, в которой также было развито искусство рукоделия, в особенности ковроделие. Первые письменные свидетельства о ковроткацком искусстве Арцаха относятся к раннему средневековью. О том, что в этот и последующие периоды в этом регионе ковроткацкое искусство было очень распространено и пользовалось большим почетом, нам дает представление предание о короле восточных краев и ковровщице Анаит, которая на предложение принца о замужестве отвечает, что согласится, только если тот научится какому-либо ремеслу.

Согласно истории Мовсеса Каганкатваци в 7-ом веке в Арцахе ткали “парчу” из шелка, цветные ковры и другие ткани. Свидетельством того, что традиции Арцахского ковроделия продолжались и развивались, являются сведение о том, что в 10-ом веке в Партаве существовал рынок, названный “ Воскресенье”

Арцах (нынешняя Нагорно-Карабахская республика) является одним из регионов, где образовалась армянский народ. Тысячелетиями, живя на этой территории, армянский народ, несмотря на то, что периодически подвергался нашествию захватчиков, грабежу и насилию, создал своеобразное и исключительное искусство.

Ковроткачество было неразрывно сплетено с арцахской семьей. Ковры не являлись предметом обихода арцахцев. Они имели ритуальное значение, являлись символом, оберегающим и культовым предметом. Ковры, вообще, и армянские в особенности, являлись дорогими подарками. Их приносили друг другу в дар короли соседних стран. Благодаря большой любви и почету к армянскому ковроткачеству Арцаха, во все времена создавались самобытные и содержательные ковры с высокой технологией.

Особенностью качества армянских карпетов и ковров является шелковистость и нежность ниток, которые получали из местной шерсти.

Кроме того, армянские ковры, в том числе и Арцахские, выделяются богатым разнообразием содержания, особенно стилистикой элементов декора. В коврах представлены компoзиций цветов, растений стилизованных животных, а также геометрические фигуры: многогранники, ромбы и прямоугольники, в результате правильного сочетания которых создавались традиционные арцахские ковры.

Всему миру известны ковры Арцаха. Наиболее известен ковер “Вишапагорг” и его разновидности, ковры с орнаментами ромба и многогранников и так далее, которые присущи всем центрам ковроткацкого ремесла: Гардману, Држраберду, Гюлистану, Хачену, Варанде, Дизаку.

По разным геополитическим причинам и обстоятельствам в разные периоды истории арцахское ковроткачество переживало взлеты и падения, но никогда не прерывалось: захватчики вместе с драгоценностями отбирали ковры, и перенимали традиции армянского ковроткацкого ремесла.

Ковроткачество являлось занятием арцахца, традиции ковроткачества распространилось в некоторых регионах: Ширван, Куба, Шаки, Карадах, северо-восточный Иран,Малая Азия и так далее. Конечно ковры ткали и в других странах, но распространение характерных арцахских ковров в вышеупомянутых центрах ковроткачества обусловлено перемещением арцахцев в эти регионы в разные эпохи.

Источники:
http://handmadeidea.com.ua/vostochnye-kovry-v-interere/
http://ansygallery.ru/carpets/geo/turkmenskie-kovry/
http://laminatepol.ru/12941-vostochnyih-kovrov.html
http://www.livemaster.ru/topic/2019285-natsionalnye-armyanskie-kovry-ruchnoj-raboty
http://www.obi.ru/kovry-i-kovrovye-pokrytiya/kovriki-pridvernye/c/2212

Ссылка на основную публикацию