Изразцы (74 фото): что это такое, ярославская русская плитка с муравленым рисунком для мангала

Что такое изразцы и каких видов они бывают?

Изразцы являются популярным традиционным украшением, их часто используют в современных типах интерьера. Яркие керамические элементы особенно уместно смотрятся при декорировании каминов, кухни или ванной комнаты, однако можно встретить и другие варианты применения изразцов.

Зачастую расписные плитки достаточно броские – они будут заметно выделяться в обстановке интерьера, поэтому дизайн комнаты с подобным декором следует тщательно продумать.

Что это такое?

Изразцы – это старинные расписные плитки из глины с традиционными узорами, простыми изображениями пейзажей, людей или животных. В разных странах для таких украшений были характерны разные орнаменты.

Русские изразцы обычно украшали цветами и растительными элементами, восточные – мелким узором и изображениями животных, а на голландских плитках изображали бытовые сцены из жизни крестьян.

В старину для изготовления декоративных плиток делались формы из отдельного материала, в которые затем выкладывали глину, после чего обжигали плитку. Современные мастера, которые создают изразцы ручной работы, изготавливают такие формы из гипса. Также в современных магазинах сейчас можно найти и множество типовых изразцов, изготовленных на фабриках – они ничем не уступают по качеству традиционным вариантам, однако обойдутся вам значительно дешевле.

Если же вы любите работать руками, вы можете попробовать изготовить изразцы самостоятельно. Сначала вылепляется одна плитка, потом она помещается в жидкий гипс, а когда гипс застынет, с помощью получившейся формы вы сможете сделать столько плиток, сколько вам нужно. При этом помните, что обычная современная духовка имеет недостаточную температуру нагрева для обжига глины.

Роспись изразцов в старину производилась вручную. Уникальные плитки с неповторимыми узорами ручной работы вы и сейчас можете заказать у частных мастеров или же попробовать выполнить роспись самостоятельно. Обычно плитки покрывают глазурью для керамики, или же используют акриловые краски в сочетании с акриловым лаком. При этом ручная работа обойдется дорого или же потребует от вас собственного времени и усилий. В гипермаркетах товаров для дома или в интернет-магазинах можно приобрести доступные изразцы фабричного производства – они не будут уникальными, однако обойдутся значительно дешевле.

Если вы собираетесь приобрести изразцы в магазине товаров для ремонта, отдайте предпочтение европейским, белорусским производителям, а также фабрикам из России. Модели из Индии и Китая могут иметь более привлекательную цену, однако не всегда подобные товары будут качественными – особенно часто можно столкнуться с некачественной росписью, которая неровно нанесена или быстро стирается. Часто изразцы продаются целыми комплектами по несколько штук.

При покупке таких комплектов убедитесь, что все изделия качественные – без трещин, сколов и дефектов рисунка.

Муравленые изразцы как искусство на Руси

Довольно сложно определить, в каком историческом периоде на Руси стали входить в обиход изразцы. Большинство историков и специалистов предполагает, что они появились вместе с приходом христианства.

Первый русский каменный храм был построен в 10 столетии в Киеве и получил название Десятинная церковь. Он был полностью разрушен в 13 столетии. На его месте современные археологи в ходе раскопок обнаружили схожие с традиционными изразцами керамические изделия, а также мастерскую для их изготовления. Стоит отметить, что уже тогда мастера изготавливали не только терракотовую (неглазированную) плитку, но также и изделия с разноцветной эмалью.

Читайте также:
Размер ГВЛ-листа: стандартные вес и ширина гипсоволокна для стен

Деревянная форма для изготовления изразцов

Образцы муравленых изразцов

Изразцовый пояс на церковном барабане церкви св.Георгия со Взвоза

Появление муравленых изразцов

В домонгольский период для отделки большинства храмов на Руси использовались цветные изразцы. Украшались они, как правило, изображениями растений, животных и птиц. Когда на русские земли пришли татаро-монголы, началось упадничество искусства изготовления изразцов, и только в 15 столетии оно стало понемногу возрождаться. Теперь такими керамическими плитками украшали не только храмы, но также фасады дворцов, домов знати и жилые интерьеры, а потому стала набирать обороты продажа изразцов.

В тот период по большей части мастера занимались изготовлением красных изразцов – плиток, выполненных из красной глины с рельефным узором на лицевой стороне. Однако вскоре эти отделочные материалы стали вытесняться более привлекательными по своему внешнему виду муравлеными изразцами.

Своего рассвета и пика популярности они достигли в 17 столетии. Такое название данные изделия получили из-за прозрачной глазури, которой их покрывали и которую называли муравою. Однако значительно чаще эпитет «муравленый» стали употреблять в более узком значении – так называли изделия, покрытые зеленой прозрачной глазурью, цвета травы-муравы.

Заметим, что свинцовую глазурь начали использовать гораздо раньше – ею еще мастера Древнего Киева оформляли различные глиняные изделия. А в 17 столетии муравленые изразцы стали использовать в качестве отделочного материала для украшения фасадов зданий, а также для облицовки каминов и печей. Лучшими образцами таких изделий было отделано множество русских храмов. С помощью муравленых изразцов также создавались надписи, которыми отделывали в виде фриза наружную поверхность стен.

Ярославль и Псков – оплоты искусства изготовления муравленых изразцов

Особое внимание искусству изготовления муравленых изразцов уделяли ярославские мастера. Именно в этом городе и сегодня можно увидеть облицованные ими здания. Храм Рождества Христова, построенный в 1644 году, – первое церковное строение, украшенное муравлеными изразцами, которыми здесь выложена часть фасада и крыльцо. Однако особого внимания заслуживает изразцовый фриз, на котором записаны имена людей, внесших основные пожертвования на строительство церкви. Муравленые изразцы со временем стали своеобразной визитной карточкой большинства ярославских храмов.

Вторым городом на Руси, имя которого тесно переплетается с развитием искусства изготовления муравленых изразцов, стал Псков. Здесь глазурь для покрытия изделий использовалась еще в 16 столетии. Образцы в виде плит-надгробий можно встретить в склепах Псково-Печерского монастыря, которые датируются второй половиной 16 века.

Еще более ранними работами украшена церковь св. Георгия со Взвоза, построенная в 1494 году. На церковном барабане выполнен изразцовый пояс, на котором можно рассмотреть различные изображения: мифологический зверь, барс, птица и два человека.

Ценинная полихромная керамика как усовершенствованная замена муравленым изразцам

Технологии изготовления изразцов постоянно совершенствовались, что привело к появлению многоцветных изделий. Их стали называть ценинными. Технология их производства заключалась в следующем: поверхность уже обожженных изделий покрывалась разноцветной эмалью, после чего плитку снова обжигали. Такой способ изготовления наделял отделочный материал хорошими прочностными характеристиками, а эмалевым покрытиям обеспечивал долговечность.

Вот такие полихромные изразцы заменили монохромные муравленые, так как позволили создавать яркие красочные композиции, которыми было украшено множество храмов и церквей на Руси в 17-18 столетиях.

Красные изразцы стали вытесняться более привлекательными муравлеными

Фасад церкви Рождества Христова в Ярославле, украшенный изразцами

На смену муравленым пришли ценинные полихромные изразцы

Самобытный ярославский изразец: великолепие керамики в храмовой архитектуре

Ярославские изразцы – это отдельная ветвь развития искусства керамики. Изразцы Ярославля самобытны и узнаваемы, что связано с процессом их вхождения и использования в обиходе края. В регионе можно встретить керамику московского производства, но в большинстве своём изразцовое искусство Ярославля развивалось самостоятельно. История ярославских изразцов продиктована историей самого города и его статусом.

Читайте также:
Влагостойкий ГВЛ: укладка листов для пола 1200х600х20мм

Ярославль – знаменитый город Золотого кольца России, насчитывающий 140 памятников архитектуры. В первую очередь он привлекает туристов красотой церковного зодчества. Именно с храмовой архитектурой Ярославля неразрывно связано и его неповторимое изразцовое искусство.

Страницы истории ярославского изразца

Владимиро-Суздальская Русь славилась красивейшими зданиями с белокаменной резьбой. Но ещё с конца XV века искусство мастеров-белокаменщиков в фасадном декоре Ярославля постепенно заменяется изготовлением терракотовых изразцов. При этом стены построек белятся вместе с керамическим декором. Тем самым переход к новому материалу является постепенным, и на первом этапе изразцовые фрагменты очень напоминают работу белокаменщиков.

Фото: терракотовые ярославские изразцы, Кирилло-Афанасиевский монастырь и церковь Николы Мокрого

Наибольшее развитие изразцового искусства происходит в XVII веке, в период экономического расцвета Ярославля, когда город становится купеческой столицей. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, именно в этот период происходит воцарение рода Романовых, на царский престол восходит Михаил Федорович. Ярославские купцы получают особое положение в благодарность за поддержку ополчения в период Смутного времени. Во-вторых, город располагается в центре основных торговых путей, что обеспечивает местным купцам активную иностранную торговлю. А работа ремесленников становится востребованной в связи с возросшей ценностью изделий в качестве товара для торговли.

Город разрастается, разворачивается масштабное строительство. Ко всем прочим условиям в середине XVII века Ярославль охватывает страшный пожар, который испепеляет часть города, в том числе около трёх десятков храмов, соборов и монастырей. Купцы не жалеют средств на постройку церквей и соборов. Тем самым они выражают свою значимость и поднимают статус. Чем богаче и ярче убранство храма, тем более высокое положение в среде богатого купечества занимает благотворитель.

Фото: изразцы в фасадном декоре XVII века, церковь Иоанна Предтечи

Таким образом, наличие средств, ремесленников и спроса в своём сочетании порождает активное развитие искусства. В архитектуру Ярославля плотно и надолго вписывается керамический фасадный декор. А ярославские изразцы приобретают свои индивидуальные черты и особое значение для искусства керамики.

Ярославские изразцы в фасадном церковном убранстве

В ярославском храмовом зодчестве применяется три вида изразцов: терракотовые рельефные, муравленые рельефные, полихромные рельефные. Удивительно, что они не заменяют друг друга полностью, как это происходит в других регионах. Красные изразцы используются в Ярославле до последней четверти XVII века, уже при широком распространении муравленых и полихромных вариантов, в то время как в других центрах гончарного ремесла ещё в середине XVI века муравленые изразцы практически полностью вытесняют терракотовые. Также некоторые храмы украшаются уже после постройки, благодаря чему на одной стене могут встречаться изразцы разных времён.

Первый храм Ярославля, который был украшен изразцами – церковь Рождества Христова. Строительство каменного здания храма начинается ещё в 1635 году на месте старой деревянной церкви по инициативе и при денежном обеспечении купцами братьями Назарьевыми. Но на грандиозное строительство было недостаточно средств. Поэтому окончено возведение было уже спустя почти 10 лет при содействии сыновей одного из братьев. Фасадный декор выполнен из поливных рельефных изразцов различной формы. Особенностью изразцовой отделки является храмозданная надпись, увековечившая в керамике имена купцов-заказчиков.

Фото: фасадные изразцы Ярославля, церковь Рождества Христова

Фото: керамическая храмозданная надпись, церковь Рождества Христова

Муравленые и полихромные изразцы украсили также стены церкви Михаила Архангела. Архитектура и фасадный декор здания довольно сдержаны, ведь строительство её производилось на деньги прихожан. Изразцовые вставки оформлены в виде кессонов, когда отдельные изразцы утоплены в квадратные углубления. Именно такой способ использования керамической плитки приходит на смену белению.

Читайте также:
Штукатурная сетка: армирующая строительная сетка для штукатурки стен размером 10х10

Фото: керамика в декоре крыльца, церковь Михаила Архангела

Фото: кессоны с ярославской изразцовой плиткой, церковь Михаила Архангела

Аналогичный способ украшения фасада изразцами используется для жемчужины ярославского зодчества – церкви Иоанна Предтечи. Строительство здания проводилось в течение 16 лет за счёт средств и силами жителей Толчковской слободы. Ярославская изразцовая плитка очень гармонично совмещается с фигурным кирпичом, выгодно выделяя здание среди десятков других храмов.

Фото: фрагмент фасадной отделки, церковь Иоанна Предтечи

Ещё один из самых прекрасных храмов Ярославля – церковь Иоанна Златоуста. Появлением церкви мы обязаны Ивану и Фёдору Неждановским. Храмовый ансамбль из двух зданий (зимней и летней церкви) представляет собой не только памятник русской архитектуры, но и поражает великолепием богатейшей керамической отделки. Строительство церкви заканчивается к середине XVII века, для изразцовой облицовки используется полихромная керамика.

Фото: изразцовые фризы, церковь Иоанна Златоуста

При переходе к полихромным изразцам немного трансформируются и изображения. Широко использовавшийся доселе сюжетный рисунок заменяется в большинстве своём цветочными розетками и изображениями различных птиц. Зачастую это не просто красивые изображения, ярославские изразцы богаты символами со значением. Подробно мы уже останавливались на символизме русской орнаменталистики. Изменяется и способ оформления фасадного изразцового декора: отдельные плитки сплетаются в единый орнамент, опоясывающий здания или формирующий оконные наличники.

Фото: изразцовый оконный наличник, церковь Иоанна Златоуста

Мы рассмотрели малую каплю в море изразцового искусства Ярославля. К счастью, множество памятников керамической отделки уцелело до сегодняшнего дня. Ярославские изразцы являются символом и гордостью региона. Копии изразцов Ярославля как сувениры продаются в городе, что говорит о неугасающем интересе людей к прекрасному наследию.

Сочетание содействующих факторов и обстоятельств в совокупности с высоким мастерством керамистов помогло расцвести целому направлению. События цепочкой вели к превращению ремесла в искусство и формированию собственного стиля. Яркость красок, выразительность рельефов и разнообразие рисунков берётся за образец художниками даже сегодня. Купить ярославские изразцы можно как для фасадного декора, так и для облицовки каминов и печей не только в Ярославле, но и в других регионах России.

Изразцы

Изразцы — это керамические плитки с румпой (чашей на обороте изразца) и с точками для механического крепления к основе (печи или камину). Принципиальное отличие изразцовой плитки от обычной керамической в том, что изразец имеет большую толщину и пространство между своей задней частью и поверхностью камина или печи, которое заполняется песком, глиной или битым кирпичом для создания своего рода термоподушки, позволяющей дольше сохранять тепло.
Кроме того, точки крепления не дают изразцу отвалиться от поверхности, поскольку он механически закреплен на печи и при расширении кирпичной кладки во время нагрева, «дышит» вместе с ней, возвращаясь на свое место при охлаждении.

Сейчас уже почти не делают изразцы с традиционной глубокой румпой, позволяющей сохранять тепло печи сутками без дополнительного подтапливания. Тем не менее, большинство современных производителей делают небольшую румпу или углубление на плитке, а также точки для механического крепления, чтобы не только надежно закрепить плитку, но и улучшить энергоемкость печи.

Камины нагреваются меньше, поэтому для их облицовки можно использовать и обычную керамическую плитку. Тем не менее, если вы решили для облицовки камина использовать керамику, мы рекомендуем все же заказать изразцы или изразцовую плитку, поскольку в комплект облицовки входят не только рядные плитки, но и углы, плинтусы, карнизы, полки, колонны и другие элементы, позволяющие облицевать камин полностью и превратить его в законченный объект интерьера. Вы можете посмотреть их на этой странице. Кроме того, использование изразцов позволяет адаптировать печь или камин к любому стилю интерьера, поскольку вариативность и пластические возможности керамики очень высоки, а разработка индивидуального проекта позволит гармонично соединить камин или печь с любым дизайном дома.

Читайте также:
Нюансы внутренней отделки дома из газобетона

Ниже представлены некоторые наши серии. На сегодня у нас можно купить более ста видов различных изразцов и элементов, прототипами для которых стали лучшие экземпляры старинных рельефов всемирно известных мануфактур: Abo, Meißner, Rörstrand и других. Есть также коллекционные русские изразцы, привезенные нашими керамистами из Ярославля, Суздаля и Смоленска. Стоимость изразца в первую очередь зависит от сложности росписи и рельефа.
Здесь представлены цены на изразцы с той росписью, которую вы видите. Упрощение или усложнение росписи приведет к снижению или увеличению цены.

Плитку ручной работы без румпы и с небольшой толщиной черепка вы можете увидеть на этой странице.

История печных изразцов на Руси

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.

В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа — это один из самых больших и важных «секретов” изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления — это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова — некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих “Русское изразцовое искусство XV-XIX веков”

ПРОИЗВОДСТВО ЯРОСЛАВСКИХ ИЗРАЗЦОВ

Коллекция “ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ “

под заказ от 10 рабочих дней

под заказ от 20 рабочих дней

под заказ от 10 рабочих дней

под заказ от 60 рабочих дней

Размер 10см на 10см

100 шт. в одном кв.м.

450 руб. за 1 шт.

Размер 20см на 20см

25 шт. в одном кв.м.

1250 руб. за 1 шт.

Размер 10см на 10см

100 шт. в одном кв.м.

330 руб. за 1 шт.

Размер 20см на 20см

42 шт. в комплете

249 900 руб. за комплект

Коллекция ” ВЕНЕЦИАНСКИЕ УЗОРЫ ”
под заказ от 20 рабочих дней

однотонные
под заказ от 20 рабочих дней

цветные
под заказ от 20 рабочих дней

малые, цветные
под заказ от 20 рабочих дней

Размер 13см на 13см
60 шт. в одном кв.м.
260 руб. за 1 шт.

Размер 13.5см на 13.5см
55 шт. в одном кв.м.
350 руб. за 1 шт.
Размер 13/13.5см на 13/13.5 см
60 шт. в одном кв.м.
600 руб. за 1 шт.
Размер 10см на 10см
100 шт. в одном кв.м.
300 руб. за 1 шт.

” ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ ”
под заказ от 30 рабочих дней

под заказ от 20 рабочих дней

однотонные
под заказ от 20 рабочих дней

под заказ от 20 рабочих дней

Размер 25см на 25см
16 шт. в одном кв.м.
3500 руб. за 1 шт.

Размер 46см на 46см
5 шт. в одном кв.м.
9800 руб. за 1 шт.
Размер 13/13.5см на 13/13.5 см
60 шт. в одном кв.м.
400 руб. за 1 шт.
Размер 10см на 12,5см
80 шт. в одном кв.м.
450 руб. за 1 шт.

” ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ ”
под заказ от 60 рабочих дней

Изразцовое панно с валиками

под заказ от 30 рабочих дней

под заказ от 1 0 рабочих дней

Комплект фасадных изразцов

под заказ от 20 рабочих дней

Размер 10см на 10см
98 элементов в комплекте
76 160 руб. за комплект

Размер 10см на 10см
100 шт. в одном кв.м.
12 600 руб. за комплект Размер 10см на 10см
100 шт. в одном кв.м.
16 200 руб. за комплект Размер 45см на 45см
5 шт. в одном кв.м.
8 700 руб. за комплект

под заказ от 1 0 рабочих дней

под заказ от 10 рабочих дней

под заказ от 20 рабочих дней

под заказ от 20 рабочих дней

Размер 10см на 10см – 14 шт.
20см на 30 см – 1 шт.
9 300 руб. за комплект

Размер 10см на 10см
100 шт. в одном кв.м.
450 руб. за 1 шт. Размер 15см на 15см
45 шт. в одном кв.м.
700 руб. за 1 шт. Размер 15см на 15см
45 шт. в одном кв.м.
600 руб. за 1 шт.

Студия керамики «ЯР ИЗРАЗЕЦ » работает на территории Ярославской области с 2000-х годов. За данный промежуток времени мы достигли определенных успехов в области создания индивидуальной изразцовой плитки для совершенно разных клиентов и под любые задачи. Наши специалисты с удовольствием помогут, если Вы ищите или думаете где купить качественные изразцы.

В текущее время решение задач клиентов является нашей основной миссией. Мы стараемся не бросить ни одного клиента, каким бы маленьким и незначительным не казался его заказ. На сегодняшний день мы разработали четыре удивительные коллекции изразцовой плитки. Гамма красок изразцов просто поражает воображение. Мы уверены, что наши цены — одни из самых приемлемых в данном рыночном сегменте, и у каждого клиента студии керамики «ЯР ИЗРАЗЕЦ » есть возможность заказать изразцовую плитку по разумной цене.

Хотите сделать что-то необычное, но с современным дизайном? Закажите изразцы и изразцовую плитку в квартиру, на камин или фасад у нас, и Ваша идея не останется незамеченной близкими людьми.

Источники:
http://vesta-ceramica.ru/muravlenye-izrazcy-kak-iskusstvo-na-rusi/
http://ceramicadecor.ru/blog/samobytnyj-yaroslavskij-izrazets-velikolepie-keramiki-v-hramovoj-arhitekture/
http://www.russian-mayolica.ru/production/izrazcy/
http://www.livemaster.ru/topic/5305-istoriya-pechnyh-izraztsov-na-rusi
http://yar-izrazcy.ru/
http://dekoriko.ru/otdelochnye-materialy/razmery-gvl-lista/

Оцените статью

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: