Гобелен (61 фото): что это такое, техника изготовления

Гобелен (61 фото): что это такое, техника изготовления

Существуют разные техники ткачества, освоив которые, вы сможете соткать неповторимые гобелены. Давайте рассмотрим 5 основных техник: соединение цветов разных фрагментов гобелена, выполнение линий вертикальных и наклонных и несколько не традиционных, но очень интересных по выполнению техник. Также прекрасно выглядят гобелены, которые украшены разными декоративными элементами.

Техники соединения цветов

Для того, чтобы соединить два разных цвета на вашей работе, можно использовать два способа.

Первый способ это соединение цветов через одну нитку основы. Это значит, что нить одного цвета заканчивается на нити основы, с которой начинается плетение нитями другого цвета. В результате получается гладкое полотно, в котором один цвет переходит в другой.

Второй способ ткачество фрагментов разных цветов встык. Это значит, что заканчивается фрагмент одного цвета на одной нити основы, а фрагмент другого цвета начинается на соседней нити основы. Этот способ более распространен, так как помимо перехода цвета он дает некоторую рельефность и прозрачность контуров, что очень украшает гобелен.

Техника ткачества вертикальных, наклонных линий и округлых элементов

В ткачестве гобелена можно выполнить любую линию прямую вертикальную, горизонтальную или наклонную, а также вы сможете сделать элемент любой изогнутой или округлой формы. С помощью такого разнообразия на гобелене можно изобразить сложные детальные объекты, пейзажи, людей или животных. Для этого следует в точности по заданному контуру выполнять соединение и переход ниток двух цветов. Простым переплетением нитей двух цветов можно сделать вертикальные линии. Для наклонных линий более характерна техника соединения двух цветов соединением нитей в отдельных местах. Также такая техника подходит для округлых элементов или элементов с изогнутыми формами. Места стыков двух цветов, которые не соединяются, образовывают контур и небольшой просвет между элементами, который придает дополнительный рельеф и объем деталям.

Круговая техника

Круговая техника не так широко распространена, однако заслуживает должного внимания. Ткачество гобелена в этой техники предполагает расположение цветных нитей утка в круговом направлении. В этой технике ваш гобелен будет больше похож на картину, сделанную крупными мазками кисти. Для работы в этой техники лучше использовать более толстые нити, так как они лучше подчеркнут текстуру вашего гобелена. Освоив эту достаточно сложную технику можно создавать поистине не ординарные произведения искусства.

Контурная техника

Для того чтобы подчеркнуть контур объекта можно использовать контурную технику. Для этого вам потребуется обвить рабочей нитью сразу две нити основы (переднюю и заднюю). Обычно для придания контура используются более толстые нити.

Техника плетения декоративных элементов жгутов

Декоративные жгуты, вплетенные в узор гобелена, придадут вашей работе интересный вид. Поэтому техника декоративных жгутов комбинируется с обычным тканым полотном гобелена. Обвивать декоративными жгутами можно как одну нить основы, так и несколько. Жгуты, выполненные в этой технике, можно использовать для окантовки фрагментов гобелена и как самостоятельные декоративные единицы, соединяя разные фактуры и цвета нитей.

Техника декорирования гобелена перьями, бусами, сухими травами и другими элементами

В процессе ткачества гобелена можно использовать наряду с разными нитями другие декоративные элементы. Так, например, замечательно смотрятся в композиции гобелена вплетенные кусочки кожи или интересные стебли трав. Применяя кубинское волокно сизаль, вы добьетесь эффекта прекрасной золотистой окраски гобелена. Отдельные пряди волокна вплетают вместе с рабочими нитями, а концы пряди оставляют свободными на лицевой стороне гобелена это придает эффект пушистости и объема.

Также в полотно гобелена можно вплетать перья птиц или стебли соломы или злаков и даже тонких бамбуковых палочек. Прекрасно смотрится на гобелене искусно вплетенные бусины и бисер. Для этого на нитку утка нанизываются бусины, и она прокладывается как в простом тканом полотне через 1 нить основы или настилом через несколько.

Освоив все эти разные техники, вы сможете с каждым разом создавать еще более прекрасные картины гобелены. Главное что здесь нет никаких ограничений для вашей фантазии и творчества.

Что такое гобелен: свойства ткани, виды, применение и уход

Одна из самых роскошных, изысканных и дорогих тканей это гобелен. У него длинная история и неизменная любовь дизайнеров и пользователей.

История

Первые образцы материала начали производить еще до нашей эры. Подтверждением тому стали захоронения египетских царей, мифологические сюжеты древних греков и римлян.

Читайте также:
Плед «Шиншилла» (22 фото): покрывало из искусственного меха

Гобелены изготавливались в Китае, Индии и Америке.

После походов крестоносцев экзотические ковры с узорами появились на территории Европы. Постепенно был налажен выпуск в Германии, Франции и Фландрии. Расцвет гобеленового ткачества пришелся на период Возрождения, барокко и рококо.

В России мануфактура шпалер открылась в эпоху Петра I при участии французских мастеров.

Изначально гобеленами называли ковры без ворса с объемными рисунками или сюжетными композициями на библейские и античные темы. Ручная технология изготовления подразумевала переплетение между собой шелковых и шерстяных нитей. Праздничные изделия украшали золотым и серебряным шитьем. Работа была трудоемкой и требовала много времени. Гобелены считались произведением искусства, художественными картинами, которые составляли целые серии. Они ценились дорого и изготавливались для состоятельных людей.

Термин gobelin имеет французские корни, где открылась мануфактура братьев Гобеленов и только их продукция считалась гобеленами. Остальной текстиль называли шпалерами. В настоящее время такой термин объединяет все виды тканого, узорного материала.

Описание

Гобелен – это плотная жаккардовая ткань. Чаще всего у полотна прочная, натуральная основа изо льна, или хлопка, в которую вплетены шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные нити. Обязательное условие – они обладают мягкостью и эластичностью. Плотные и толстые виды придают рисунку выразительность. Большое количество нитей делает материал тяжелым. Структура шпалер бывает одно-, двух- и трехслойная. Изображение на полотне получается объемным, что делает его реалистичным, или гладким.

Достоинство гобелена – цветоустойчивость. Если на него не попадают солнечные лучи, то краски сохраняются долгие годы. Узорное полотно наделено уникальными свойствами – не мнется и не образует складок, не садится и не растягивается.

Классический дизайн с обилием растительных и цветочных орнаментов остается самым популярным. На втором месте восточные и ориентальные узоры, затем идут современные мотивы, пейзажи и зарисовки из жизни, карты и геометрические изображения.

С помощью компьютерных технологий современные гобелены становятся репродукциями знаменитых картин и местом для размещения фотографий.

Тканый материал обладает следующими достоинствами:

  • прочность за счет сложного плетения;
  • стойкость к повреждениям и смятию;
  • высокая плотность и отсутствие деформации;
  • многообразие орнаментов и ярких расцветок;
  • приятные тактильные ощущения;
  • не накапливает пыль;
  • не линяет и не выгорает;
  • легкий и простой уход.

Из недостатков стоит отметить жесткость и грубоватость, поэтому гобелены не нашли применения в пошиве одежды. Им противопоказан контакт с водой, стирка и глажение.

Видовое различие

Разделяют благородный материал по нескольким критериям.

Стили

Многообразие узоров, цветовых и дизайнерских решений классифицируется на ряд категорий:

  • гладкокрашеные гобелены;
  • меланжевые;
  • в стиле вышивки;
  • с крупным орнаментом;
  • заполненный мелким рисунком.

Состав

Для изготовления шпалер применяются самые разные нити и комбинации состава исходного сырья.

  • Овечья шерсть – прочная и легко окрашиваемая.
  • Шелк, который выгодно оттеняет матовую поверхность хлопка и шерсти, делает материал нарядным.
  • Компонент синтетики (полиэстер, вискоза и акрил) для достаточной износостойкости.
  • Лен и хлопок – растительные волокна облегчают полотно.
  • Нити золота, серебра и люрекс для декора.

Плотность

От этого показателя зависит сминаемость, прочность, долговечность и вес готового полотна. Область применения тоже определяет плотность. В мебельном производстве и для пошива штор используется ткань со значением 250-350 г/кв.м. Для одежды и аксессуаров достаточно малой плотности до 180 г/кв.м.

В зависимости от густоты плетения гобелены выпускают легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Производство

Мастера для ручного ткачества используют раму с натянутыми на ней нитями основы. Они используются любых оттенков, потому что останутся незаметными под слоем цветных волокон узора, которые вплетаются перекрестным методом. В основном применяется от 3 до 6 нитей.

Первый механический станок появился в XIX веке благодаря французу Жозефу Жаккарду.

Он работал по такому же принципу, как ручной, но производительность увеличилась. Гобелены стали дешевле и доступнее.

Сложный рельефный орнамент получают при помощи нескольких технологий:

  • Протягиваем цветных уточных нитей, которые наращивают полотно и сразу образуют узор;
  • На ткацких станках перекрестным переплетением;
  • С соблюдением техник ручного производства.

Как выбрать гобелен

Отличить гобеленовое полотно от другого вида текстиля помогут несколько признаков. Определение подлинности начинается с ощупывания. Эта ткань плотная и тяжелая, потому что имеет три слоя. У шпалер специальное переплетение нитей, не похожее на аналоги. Гораздо сложнее отличить ручное производство от машинного. Это сможет сделать только специалист.

При выборе гобелена исходят из назначения и стилистики помещения, где он будет располагаться. Ассортимент тематик позволяет подобрать нужную вещь.

  • С африканскими мотивами;
  • с детским сюжетом;
  • с животными и птицами;
  • серия пейзажей и натюрмортов;
  • с витиеватыми и фантазийными узорами.

Оригинальное, тканое полотно станет украшением жилого дома или кафе, придаст атмосферу выставке или фойе.

Применение

Гобелен пользуется большой популярностью, привносит аристократичность и роскошь. Он максимально востребован в мебельном производстве для обивки диванов, кресел, пуфов и стульев. Из ткани шьют богатые шторы, чехлы на подушки и предметы интерьера, покрывала и пледы, элементы декора и панно. Используют для праздничной и пышной одежды.

Читайте также:
Вязаные пледы (79 фото): плед крупной вязки

Гобелен превосходно вписывается в интерьер и преображает помещение. Богатый материал не остался без внимания дизайнеров. На модных показах можно увидеть сумки, клатчи и аксессуары из этой ткани, а также предметы изысканного туалета, платья и костюмы. Когда-то гобеленовые полотна использовали для отделки стен в пышных залах и дворцах.

Материал неприхотлив, и поддерживать первоначальное состояние совсем несложно. Этому способствует пропитка специальными растворами, отталкивающими грязь.

  • Для ухода рекомендуется использовать сухую щетку или пылесос.
  • Гобелены нельзя стирать, потому что от этого они садятся, деформируются и линяют.
  • Загрязнения и пятна подвергнуть химчистке.
  • Старинные и деликатные изделия очищают кистью или ватными дисками.

Гобелены запрещено гладить. Под воздействием утюга нити склонны к появлению заломов и загибов.

  • Тканые полотна берегут от влаги и воздействия ультрафиолета.
  • Структурные изделия боятся зацепок, и кошки в доме могут его повредить.
  • При намокании ткань просушить полотенцем и оставить вдали от солнечного воздействия.

Для хранения полотно гобелена намотать на трубу большого диаметра из картона или пластика лицевой стороной вовнутрь.

Как сделать гобелен своими руками

Техника гобелена. Начальные этапы.

Техника гобелена довольно проста, но для больших работ требует усидчивости и терпения.

После того как на раму натянута нить основы, можно браться за работу. Хорошо если у вас будет картон (эскиз работы). Но если его нет это ничего страшного. Ведь задача первого гобелена — познакомится с техникой ткачества. Для начала можно попробовать рисунок из простых горизонтальных полос, рисунок должен быть простым.

Размер первого гобелена не надо брать большой — 20*20 см вполне будет достаточно.

Теперь проложим уравнительную плетенку. Она распределяет нити на пары и фиксирует расстояние между ними. Концы уравнительной плетенки – привяжем к боковым планкам рамы – чтобы зафиксировать будущее полотно.

Хлопчатобумажную нить надо проложить позади нитей основы, привязывать один конец к боковой планке рамы, обвиваем вокруг первую нить основы и делаем петлю, в которую протягивают часть нити, лежащую за основой, до получения новой петли. Для тех кто вяжет – это цепочка воздушных петель , которую также можно делать крючком. Только эта “цепочка из воздушных петель” фиксирует нити основы.

Второй конец уравнительной плетенки закрепляем за другую боковину.

Теперь прокладываем несколько рядов простого утка из нити х/б. Получится край приблизительно в 1 см, который потом будет подгибаться и и подшиваться с изнанки к готовой работе.

Обычный уток – это простое переплетение. Нить прокладываем свободно, проложив несколько рядов прибиваем колотушкой или вилкой. Иначе полотно будет стягиваться , а этого допускать не надо. И так полотно будет иметь необходимую плотность.

Крайние нити основы обвиваем восьмеркой, если гобелен маленький – то крайнюю нить просто обвиваем вокруг. Это укрепит край.

Для больших работ будет удобно работать с “ремизками”. для создания “зева” – в нем прокладывается нить утка, надо проложить круглую палочку между нечетными и четными рядами.

Теперь с помощью палочки четные нити выделяются вперед. для тога чтобы сменить зев, к нечетным нитям привязываем льняные или хлопчатобумажные нити. Это “ремизки”. если соединить несколько ремизок в один узел по 4-8 нитей, то потянув за узел поменяется положение зева. использование ремизок удобно при выполнение больших работ , для изготовления мини- гобелена можно пока обойтись без них.

Попробуйте проложить несколько рядов чередуя разные цвета.

В технике гобелен можно делать гладкие и ворсовые полотна , получая разную фактуру за счет способов переплетения. В следующем посте будут способы соединения нитей и фактуры переплетения.

П.с.: прошу прощения за плохое качество фото. По возможности все пересниму.

Нетканый гобелен. Мастер – класс

Мастер-класс рассчитан на педагогов, родителей, детей школьного возраста.

Назначение: оформление интерьера, создание подарка своими руками.

Цель: создание картины в технике нетканого гобелена
Задачи:
Развитие творческих способностей,
Воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, усидчивости, бережного отношения к природе;

Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Рождественский В. Ромашки.

Название “ромашка” – исконно русское, возникшее в результате словесных метаморфоз. В лечебнике XVI века упоминается пупавка римская, которая потом превратилась в романову траву, затем в роману, а позже – в ромашку. На языке цветов это означает: “милая простота”.

Я предлагаю изготовить картину “Ромашки” в технике нетканого гобелена. Эту технику называют также ковровая техника вышивания или ковровая вышивка, махровая вышивка, техника продергивания, вышивка петлей.

На западе она получила название Punch Needle (продергивание). Истоки этой техники на самом деле неизвестны, как неизвестно, кто изобрел специальную иглу для ковровой техники. Процесс работы доставляет огромное удовольствие. Вышивать в этой технике можно любую картину, фотографию или рисунок. При желании можно создавать свои собственные рисунки и переносить их на полотно.

Читайте также:
Махровые изделия (25 фото): махровые одеяла, простыни и полотенца, бамбук

Материалы и инструменты необходимые для работы:
• канва,
• нитки “мулине”, “ирис”;
• игла для ковровой вышивки,
• пяльца,
• ножницы,
• копировальная бумага,
• рамочка

2. Желательно закрепить ткань в пяльцах так, чтобы весь рисунок оказался внутри. (Я не использовала пяльца, а натягивала ткань руками)

Гобелен своими руками

Рама, инструменты, исходные материалы Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка “Косичка” – переплетение нитей из первого и второго слоев основы – образует верхний и нижний края будущего гобелена Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры “Паласная техника” – завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко – шпалера, гобелен, таписсерия – все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами – во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди – уток.

небольшая деревянная рама 750 500 мм;
льняные и шерстяные нитки;
ножницы;
вилка;
полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 50 мм;
полоски газетной бумаги размером 5 70 мм. Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля

Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

Итак, попробуем сделать гобелен своими руками в домашних условиях. В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 250 мм, то рама должна быть примерно 750 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Рама с подготовленной основой.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

Крепление ворса к нитям основы.

Подстригание ворса после закрепления.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 50 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

Читайте также:
Плюшевые пледы (35 фото): вязанные модели из пряжи из Финляндии

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой – так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая – нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места – его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

Техника создания гобелена

История развития гобеленного искусства

Гобелен является одним из видов декоративно-прикладного мастерства. Это односторонний безворсовый ковер с композицией, который выткан вручную перекрестным переплетением нитей.

Важным этапом при изготовлении гобелена своими руками является создание основы, а в качестве ткацкого станка используют деревянную раму.

До 18 века гобелен своими руками изготавливали из шерсти — достаточно доступного и простого в обработке материала, зачастую это была овечья шерсть. Важное требование, которое предъявляется к материалу основы, — это прочность. В 19 веке основу для гобелена иногда выполняли из шелка. Хлопчатобумажная основа очень облегчает вес изделия, является прочной, устойчива к отрицательным воздействиям окружающей среды.

Нити утка могли быть еще шерстяными: шерсть прекрасно поддается окраске и разрешает достичь широкого спектра в оттенках. От нити утка не нужно прочности, как у основы, потому применялась более тонкая нить. Важные качества нити утка — эластичность, мягкость.

Инструменты для создания гобелена:а) ковровая колотушка;б) нож крючок

В данном ткачестве плотность ковра определяли количеством нитей основы на 1 см. И чем больше плотность, тем больше шансов у ткача сделать мелкие детали и тем медленнее движется работа. В средневековом европейском гобелене насчитывают примерно 5 нитей основы на 1 см. Работы брюссельских мануфактур 16 века имели тоже небольшую плотность (5-6 нитей), но местным ткачам удавалось передать сложные нюансы изображения. Со временем гобелен все больше приближается к живописи, плотность становится больше. На мануфактуре гобеленов плотность равнялась 6-7 нитям на 1 см в 17 веке, а в 18 веке — уже 7-8. В 19 веке плотность работ мануфактуры Бове достигала 10-16 нитей. Такой гобелен стал имитацией станковой живописи. Одним из способов возвращения гобелену декоративности Жан Люрса считал уменьшение его плотности. В 20 веке французские мануфактуры перешли опять к плотности гобелена в 5 нитей.

В ручном ткачестве нашего времени плотность составляет 1-2 нити на 1 см, плотность больше 3 нитей считают высокой.

Самым ранним и простым приспособлением для работы ткача являлась рама с натянутыми нитями основы.

Крепление основы выполнялось:

  • натягиванием на гвозди, которые вбиты в раму;
  • использованием рамы с равномерно расположенными по верхнему и нижнему краям пропилами;
  • обычным навиванием нити на раму.

Но последний метод не достаточно удобен, поскольку во время ткачества нити основы будут смещаться. Для образования первого зева (это пространство между плоскостями четных и нечетных нитей) нити основы делят проборной планкой, которой может являться гладко оструганная палка. Уточную нить прокидывают при помощи челнока и после небольшого количества прокидок прибивают колотушкой либо пальцами рук. Чтобы сделать обратную прокидку, ткач должен перебрать нити основы, создавая следующий зев. Для осуществление ворсовых узлов используют нож-крючок.

Схема основ плетения гобелена.

Читайте также:
Плед с рукавами (57 фото): шерстяной плед-халат для двоих с руками и капюшоном

В середине 20 века мастера опять перешли к простейшему приспособлению ткача, а немного позднее, в поисках новейших путей развития искусства данного ткачества, некоторые из художников отказались от ткацкого станка и от традиционного сырья.

Материалы и инструменты для выполнения гобелена:

  • ткань для гобеленов;
  • нитки и иголка или же швейная машинка;
  • плотная ткань для подкладки;
  • набивочный материал;
  • карниз;
  • клей;
  • рама.

Как изготовить нетканые гобелены?

На войлок, недорогой драп, сукно либо недорогие нетканые материалы наклеивается из аналогичных тканей, только других цветов, основа сюжета рисунка. Пример: на войлок 1,5 х 1 м наклеиваются вырезанные из драпа иного цвета солнце, дом и что-либо, напоминающее лесной массив. Потом распускается синтетический шнур и выполняется из него что-то подобное деревьям и веткам, накладывается на лесной массив, а некоторые ветки — на передний план. Потом из синтетических ниток различных цветов делаются облака и накладываются вблизи солнца. Чтобы придать изделию товарный вид, необходимо только разложить по всему войлоку синтетические нитки разных цветов, местами бесформенные кусочки других материалов, а еще кусочки веревок и шнурочков. Для удобства все это лучше укрепить ниткой и иголкой.

Начинаем выполнять швы по длине войлока, расстояние должно быть между ними 2-5 мм. Нижняя шпулька с нитками не вставляется в машину. Так получается шов только с 1 верхней ниткой, однако этого вполне достаточно для закрепления рисунка. В зависимости от орнамента, бобину можно менять на иной цвет. По завершении работы в войлоке с 3-х сторон пробиваются отверстия диаметром 10 мм, в них вставляются разноцветные кисточки из обычных ниток. Необходимо только закрепить перекладину со шнуром. Гобелен готов.

Технология изготовления гобелена ручной работы

  1. Определиться с видом и размерами гобелена. Под видом подразумевают не только рисунок, но и вид ткани, метод укрепления гобелена на стену. Подход к выбору размера очень важен, потому как для создания больших гобеленов своими руками больше подойдут одни ткани и рисунки, для маленьких гобеленов — иные.
  2. Подумать, как лучше всего обработать ткань: на швейной машинке или вручную. Выбор опирается не только на присутствие машинки, необходимо еще учитывать тип и плотность ткани. Определить, будут ли применяться отделочные материалы, подкладка либо набивочный материал, метод крепления гобелена.
  3. В зависимости от веса и плотности ткани, может быть, придется применять подкладку из плотной ткани, материал набивочный, которые смогут обеспечить жесткость и благодаря которым работа не станет собираться в складки. Если планируется повесить гобелен на карниз, тогда необходимо приобрести и его, еще нужно не забывать о канте (если будут обрабатываться оверлоком края работы).
  4. Разложить все материалы с инструментами на рабочем месте. Убедиться еще раз, что ничего не забыли.
  5. Подвернуть на изнанку ткань с боковых и нижней сторон. Прострочить на машинке либо пришить вручную. Если применяется заготовка для гобелена (существуют и такие), подвернуть кромки без рисунка, которые изготовитель специально оставляет свободными. Ширина нижней и боковых кромок обычно равняется 15 мм, сверху запас немного больше, чтобы была возможность сделать кармашек для карниза.

Если планируется повесить гобелен на карниз, тогда нужно подвернуть назад верхнюю кромку и пристрочить, убрав лишнюю ткань внутрь кармашка. Во время изготовления кармашка нужно обязательно учитывать толщину карниза, в ином случае нужно будет потратиться еще на 1 карниз или потратить немало времени, чтобы переделать работу.

  1. Если ткань, которая используется для выполнения гобелена ручной работы, не очень плотная, нужно взять подкладку. Размер подкладки должен быть соответствующим размеру гобелена. Плотная ткань накладывается на изнаночную сторону гобелена, затем пришивается. Нужно следить, чтобы подкладка была ровная и не приводила к появлению складок на лицевой стороне изделия. Если гобелен помещать в раму либо вешать непосредственно на стену, тогда верхняя его кромка обрабатывается так же, как низ и боковые стороны (в таком случае кармашек не потребуется).
  2. Если тканевая подкладка не предоставляет необходимую жесткость, можно воспользоваться фанерой. Вырезать фанеру нужно по размерам готовой работы. Нужно учитывать, что, если гобелены своими руками крепить на карнизе, тогда между началом кармашка и верхней кромкой фанеры нужно оставить зазор шириной 10-15 мм. Прикрепить гобелен к фанере при помощи клея, кнопок либо же степлера.
  3. Жесткость можно добавить и при помощи набивки. Положить набивочный материал на лицевую сторону гобеленной ткани, сверху поместить подкладку. Прострочить по нижней и боковым кромкам, вывернуть наизнанку и обработать верхнюю кромку. Если изделие будет помещаться в рамку либо же крепиться на стене, тогда верхний край необходимо сшить вручную при помощи стачивающей строчки. Если есть желание, можно обшить края кантом.
  4. Сделать отделку картины при помощи лент. Еще можно скомбинировать гобелен с фото либо же использовать иные декоративные элементы.

Источники:
http://xn--d1acalhiso1a.net/osnovnyie-texniki-tkachestva-gobelenov-6-priemov-dekorirovaniya
http://textilegu.ru/smeshannye-tkani/chto-takoe-gobelen-svojstva.html
http://artmasterskaja.ru/technika-gobelena/
http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-pavlovna-zharkova/kartina-v-tehnike-netkanyi-gobelen-romashki.html
http://www.ivd.ru/dizajn-i-dekor/aksessuary/gobelen-svoimi-rukami-4023
http://vseodekore.ru/materialy/gobelen-svoimi-rukami.html
http://dekoriko.ru/tekstil-dlya-doma/mahrovye-izdeliya/

Оцените статью

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: